Рецензия на альбом «Расслоение»
Портал Diztorted.ru, 02.12.2010.
Как говорится: «С Богом и в путь!», но тут хочется сказать: «С музыкой и в театр!».
С первого взгляда безумное, напрочь авангардное, кусочное и просто непонятное творение. При правильном употреблении – с либретто и установкой, что весь мир – это театр, всё более-менее становится на свои места (только вот «свои места» – тут совсем не означает порядок…). Театр-театр… любите ли вы его так, как… он того заслуживает? Или более того?
Интересный подход, вынашиваемый и уже частично реализованный ранее идейным вдохновителем проекта – Анатолием Рясовым – нашёл своё воплощение сейчас аж на 3 компакт дисках! Отличие данного творения от имеющихся и известных мне в мировой сцене на данный момент рок-опер именно в упомянутом выше театре. На мой взгляд, известные постановки являют собой либо попытку упорядочить во времени мысли и музыкальные композиции на тему, так сказать; либо это в основном музыка, сочинённая и положенная на слова какого-либо произведения, причём, музыкальное произведение тут получается в каком-то обозначаемом музыкальном жанре с понятным и ограниченным набором музыкальных приёмов. Театр в таких экспериментах являет собой инструмент; его подходы и приёмы используются дэ-факто. Если нить ещё не потеряна, то продолжаю – в случае с рассматриваемым творением театр тут и среда творения, и способ творения, и атмосфера слушателя, и философский смысл вместе с образом мысли и, боюсь предположить, мировоззрением автора…
В музыкальных приёмах музыканты не просто не ограничивают себя, тут на первый взгляд просто беспредел! Можно услышать и art/prog rock/metal, industrial, dance, electro, ethno, эстраду, просто, речитативы и разыгранные по ролям многоголосные базарно-шумовые сцены и ещё много-много всего, вообще не являющего атрибутом какого-либо стиля.
Основа, конечно, есть, и она тут конечно проговая. Балансируют музыканты (если говорить про основу) где-то на стыке мягкого арт-рока (незабвенные Pink Floyd) прогрессивного рока и прогрессивного не брутального металла (не тяжелее Dream Theatre). Однако искать прямые и не прямые аналогии тут бессмысленно!
Однако, кажущийся хаос в музыкальной картине не спонтанен, как минимум. Ведь, если по ходу спектакля нужно, чтобы посреди средневековой постановки на сцену выехали байкеры, они выедут; и это будет выражением какой-то идеи режиссёра (может быть, иногда высосанной из пальца, но, тем не менее, это хоть и кастрированный, но символ!).
Из плюсов исполнение всех без исключения партий заслуживает всяческих похвал. Да и собрана тут целая «труппа» музыкантов, как известных, так и не очень; как работавших ранее с Анатолием, так и прославившихся самостоятельно. Кстати, если вы захотите найти название исполнителя на релизе, то это бесполезно… За сим заключаю, что это «v/a». На каждом из дисков однозначно присутствует минимум по одному хиту («Приказ», «Дефлорация неба», «Не благословясь», «Температура», «Капли» и др.).
Из «не-плюсов» сокращение длительности релиза на треть, а то и половину, ничуть не умалило бы его достоинств и прошло бы безболезненно. При прослушивании каждого из трёх дисков (а уж после прослушивания всех трёх – тем более) возникает ощущение затянутости и занудности некоторых кусков. Особенно, это касается вокальных импровизаций женского вокала и вроде как атмосферных фрагментов с постукиваниями разнообразной перкуссии и каких-то неведомых предметов.
Автор говорит про стёб в этой музыке, даже шире во всей постановке. Добавлю, что уважаемые артисты с лёгкостью расправляются с предубеждениями, узколобостью, сентиментальностью, стереотипами, романтичностью, различного рода верой слушателя… страшно дальше продолжать! Искоренение «человеческого, слишком человеческого» тут проходит по-ницшеански, почти без наркоза. Просвечивает бунтарский левацкий уклон в смыслах. К промахам тут могу отнести непрофессиональный стёб над брутальным металлическим жанром (некомпетентность? недостаток техники-физухи?), ибо выглядит это как потуга, что не приемлемо для стёба, где исполнитель технически должен быть «на голову выше» объекта своей насмешки.
Сложно подводить итог под таким мыслеизвержением (большому кораблю (3-х дисковому релизу) большая торпеда (рецензия)!). По тому, что слышно из колонок и видно из дигипаков – культурную ценность данного релиза переоценить сложно. Это яркий, неординарный и экстравагантный подход к музыкальному изложению спектакля. В общем и целом, это тянет на отдельную аудио-жизнь, хотя видео действа порой явно не хватает (разве, что на втором диске бонусом располагается мультипликационный фильм «День учителя», который я уже имел честь лицезреть ранее – весьма философский, бунтарский и авангардный по исполнению). Запись и издание заслуживают отдельного респекта – звук и сведение на уровне, креативность коллажей, а также качество и объём полиграфии на высоте! Многое из услышанного мной на данном «трипле» я уже слышал и видел в схожих и не очень версиях на ранних работах с участием Анатолия Рясова. Надеюсь на достойное продолжение!