«Прелюдия. Homo innatus»
Фрагмент 2

 

Горловое пение.

Черно-белые кадры: голый старик, свернувшийся в позе эмбриона; толпы людей разбегаются в разные стороны; безногий нищий, отталкиваясь руками от асфальта, начинает движение на небольшой тележке; громогласный хор; дирижер медленно размахивает палочкой; арабские семьи, спасаясь от взрывов, выбегают из длинной арки, теряя наскоро собранные вещи; наголо бритый человек колотит палкой по огромной металлической раме.

 Тусклый свет огромной лампы. Под ней две фигуры в черных робах и масках из теста.
 

– Ты не спишь?

– Кажется.

– Что кажется?

– Кажется, не сплю.

– А как ты себя чувствуешь?

– Не знаю. Где мы?

– Не знаю. Не помню. Какая разница?

– По-моему, я чувствую себя лучше. Там что, окно открыто? Ветер такой прохладный. Из того, из дальнего окна дует.

– Нет, здесь же нет окон.

– Ах, ну да... Сколько времени?

– Не помню. Долго.

– Что значит долго? Я имею в виду, который час?

– А, это. Я не знаю, часов же нет, зачем ты всё время спрашиваешь? Какая разница? Зачем спрашиваешь?

– Мне лучше, мне определенно лучше. Чувствую какой-то прилив сил.

– Это очень хорошо. Правда. Это правда, очень хорошо.

– Закурить нету?

– Здесь нельзя курить. Ты же знаешь.

– Да я просто так, по привычке, извини, по привычке… А ты как?

– Честно говоря, еще никудышнее, чем раньше.

– А что такое?

– Я задыхаюсь. Мне кажется, что не сегодня-завтра воздух закончится. Совсем закончится.

– Перестань, здесь еще полно кислорода. К тому же можно задерживать дыхание. Этому несложно научиться.

– Искусственные цветы.

– Я умею. Показать?

– Что показать? Ты хочешь изобразить цветок?

– Да нет, как задерживать дыхание.

– Нет, нет, не надо, я знаю…

– Темнота корчит мне гримасы.

– Мне тоже…

– Знаешь, мне кажется, что кто-то завелся в моем мозгу. Ну, какое-то существо, понимаешь? Вроде гусеницы или сороконожки.

– Оно кусается?

– Вовсе нет, оно просто ползает там, внутри, но это ужасно неприятно.

– А что твой сон?

– Какой?

– Он больше не возвращался?

– А, этот… уже несколько дней не приходил. Я даже начал забывать про него. Но это он нарочно, хочет, чтоб я потерял бдительность. Ничего, ничего! Этот номер ему не пройдет! Ему это не удастся! Черта с два! Меня не проведешь! Я теперь – не то, что раньше! Его повадки теперь хорошо мне известны! Он попропадает-попропадает, запропастится куда-нибудь, но потом обязательно появляется. Обязательно приходит. Обязательно… Точно так же, как эта сороконожка – ненадолго затихает, и опять начинает копошиться.

– Мне страшно. Я смотрю на искусственные цветы и мне страшно. Вчера один бутон отвалился, как у живого, как у живого, понимаешь?

– Выброси их. Я давно тебе говорю.

– Их некуда выбросить, ты же знаешь.

– А слышишь капли?

– Нет, какие капли?

– Почему ты никогда их не слышишь? Почему никто, кроме меня, не слышит эти проклятые капли?

– Это не капли, это ртуть.

– Что?

– Ртуть.

– Что ты говоришь, какая ртуть?

– Ртуть из разбитого термометра. Мы вдыхаем ее. Говорят, это вредно.

– Нет, я не верю в ртуть. Никаких термометров мы не разбивали.

– А может, это не мы разбили термометр.

– А кто же еще? Кроме нас, тут никого не было.

– Так уверенно говоришь, может, скажешь тогда, где мы?

– Это против правил! Это против правил. Зачем ты так? У меня от этого начинает болеть голова. Я слабею. Там гусеница, потрогай, там гусеница. Она шевелится. Ее видно даже – кожа топорщится. Как от нее избавиться? Может, выплюнуть?

– Ты не сможешь.

–  Да, не смогу. Я чувствую слабость. Опять чувствую слабость.

– Так вот, гримасы… Знаешь, когда смотришь в темноту, иногда на секунду может показаться, что перед тобой стоит целая толпа. Все они наклонились и заглядывают тебе в лицо, но ты не видишь их, только чувствуешь их пристальные взгляды. А еще они сдерживают смех. Их лица мерцают от пота.

– А мне мерещатся угли. И еще вода с лунными бликами.

– С лунными бликами. А что такое лунные блики?

– Не знаю. То, что видится мне в темноте. У каждого свои галлюцинации.

– А я не могу поднять голову от подушки, гусеница сразу оживает.

– Поспи еще.

– Наверное, правда, стоит еще поспать. Разбуди, когда приедем.

– А если мы никогда не приедем?

– Значит, я проснусь без твоей помощи, как обычно.

– Хорошо.

– Значит, условились?

– Условились.

–  Без обмана?

– Без обмана.

–  А зачем мы поменялись ролями?

–  Не знаю, должно быть, так интереснее. Не так скучно.

– Ты думаешь, так просто понять мой характер?

– Нет, но я попытаюсь. А ты сможешь сыграть меня?

– Я не играю, я и есть ты.

– Да, я просто забыл. На мгновение забыл, что тебя не существует.

– Но ты же ощущаешь мое присутствие?

– Да, конечно.

– Как же так – меня не существует, но ты ощущаешь мое присутствие?

–  Очень просто: ведь я существую, но не ощущаю своего присутствия.

– А я не существую и не ощущаю своего присутствия. Забавно, да?

–  А мое присутствие ты ощущаешь?

– Мне кажется, я ощущаю что-то похожее на твое присутствие, но это не ты.

– Знаешь, а ведь мне тоже так кажется.

– Это не ты, это какая-то иллюзия.

– А ты помнишь, как меня зовут?

– Конечно, нет, неужели ты помнишь?

– Нет, имена никогда не были мне известны. Они похожи на твои искусственные цветы с отваливающимися бутонами. Так же бессмысленны.

– А зачем ты спрашиваешь?

– Не знаю, захотелось разыграть тебя – вдруг придумаешь мне имя, и сделаешь вид, что меня именно так всегда и звали. Хотелось посмотреть, сумеешь ли ты выкрутиться.

– Это смешно. Мне это смешно.

– Мне тоже.

– Видишь, я же говорю, сегодня необычный день. Не зря было это ощущение прилива сил. Не зря.

– Ты думаешь?

– Абсолютно точно, поверь мне. Поверь мне.

–  Я тебе не верю.

– Почему?

–  Потому что я кое-что понял.

–  Что ты понял?

– Знаешь, что означает это ощущение иллюзии твоего присутствия?

– Что?

– Что я знаю, кто ты.

–  Конечно, знаешь, я – это ты.

–  Нет, ты – это вовсе не я. Я знаю, кто ты на самом деле. Ты – гусеница в моей голове.

 
Затемнение.